РУБЦОВСКАЯ ОСЕНЬ. НЕ ПОДВОДЯ ИТОГИ

09 Ноября 2023
бесплатно

                                     И навсегда обручена с душой земли душа поэта
                                                                          Максимилиан Волошин


  

        Улетели листья с тополей… Прошла Рубцовская осень. Вернее, открытый фестиваль поэзии  музыки Николая Рубцова на вологодской земле. Уже  26-й… Просится написать что-то о быстро текущем времени. Эти четверть века с небольшим вместе с большим русским поэтом живут не в памяти, а остаются в реальной жизни вологжан. Трудно поверить, что из простой потребности разных и многих людей со всех концов огромной России приехать в Вологду, родной для их любимого поэта город, и почитать стихи у памятника ему, прогуляться по его местам, родится мощное поэтическое движение, которое оформится в событие российского масштаба. И, оглядываясь на его и историю, затрудняешься правильно и точно назвать его жанр. Это конечно, фестиваль поэзии, когда стихи Рубцова с тобой везде, даже в транспорте. Это и череда неслучайных встреч с людьми, его знавшими и просто близкими ему по духу. Это выставки и музыкальные акции. Это фестиваль по размаху, масштабу, богатству смыслов и событий. И это некий новый этап самопознания для вологодского народа.

      Единственной «Рубцовскую осень» не назовешь. Отслеживая фестивальную ситуацию по стране, трудно не заметить уже давно оформившиеся культы почитания Сергея Есенина на рязанской земле и Владимира Высоцкого в столице. Следовать за ними интересно, а тягаться сложно: другие деньги обеспечивают другой размах. У нас проступают контуры другого культурного феномена - культ народного почитания в сочетании с грамотным административным  оформлением. Как все живое, это явление культуры постоянно менялось. Началось со стихийных, практических никем конкретно не организованных встреч у памятника Рубцову, чтения стихов, песен под гитару и аудио кассет с их записью, оно, казалось, было обречено на  исчезновение. Но не исчезло, не истаяло, а с каждым годом продолжало набирать дыхание и силу. Почему? Нет активных пробивных родственников, единственная дочь поэта Елена Николаевна живет в Санкт-Петербурге, нет неуклонной настойчивости коллег - вологодских литераторов... Много чего нет. Но было и есть главное: люди Рубцова.

ЛЮДИ РУБЦОВА

 

      Все живое живо своей нужностью людям. Писательница Татьяна Толстая недавно заметила, что есть «люди Пушкина», есть «люди Блока». И есть люди Рубцова. Их никто специально не звал, не собирал, не организовывал. Они собирались сами по всей стране. С начала у себя дома на Дальнем Востоке, в Артеме и в Находке, в Поволжье, в Саратове, Самаре, Нижнем Новгороде, Дзержинске, в Санкт-Петербурге объединялись в Рубцовские центры. Читали стихи, подбирали к ним музыку, искали биографические материалы, публиковались в местной прессе. И именем и стихами Рубцова объединялись, встречаясь в Вологде, у памятника. Среди ключевых фигур зародившегося рубцовского движения москвичка врач Майя Андреевна Полетова. Она жила его стихами, читала их вслух в автобусах, в метро, удивляя народ вокруг. Она ездила в Николу, записывала рассказы земляков и создала при одной из столичных библиотек настоящий мемориальный музей поэта. Он долго существовал и был закрыт незадолго до ухода энтузиастки в пору активной оптимизации. Постоянно приезжал в Вологду москвич Володя Соколов, внимательно отслеживавший вологодский литературный след в российской жизни, собирая и привозя книги, периодику. Таких людей было очень много.

  К счастью для поэта не уступали им и вологжане. Постоянно скрупулезно занимался поэтом замечательный исследователь и литературовед Вячеслав Белков. Всегда были активны поэты Михаил Сопин и Владимир Кудрявцев. Последний уже в качестве начальника Департамента культуры области поддерживал рубцовское движение серьезными делами. В Тотьме  и Николе развернули большую работу по увековечению памяти земляка директор Тотемского музейного объединения Юлия Павловна Ерыкалова и Галина Алексеевна Мартюкова. Неожиданное прочтение рубцовской поэзии предложил в своем диске вологодский композитор Юрий Беляев. Сочинил свой рубцовский цикл великий Валерий Гаврилин и, увы, не успел его записать. Много вологодских имен можно назвать, начиная с Виктора Астафьева, Виктора Коротаева, но невозможно не упомянуть этих троих. Певца и депутата Владимира Громова и композитора Константина Линка. Они заложили музыкальный канон пения этих стихов. Их интонации  слышатся
в интерпретациях нынешних бардов. Журналист и музыкант по образованию Ирина Цветкова, участвовавшая во всех фестивалях и, благодаря  вологодскому ВГТРК, где работает, на его волнах собрала и объединила всех читающих и поющих Рубцова…

 

В СВЕТЕ «РУССКОГО ОГОНЬКА»
или ХРОНИКА БЕЗОБМАННОГО ПРАЗДНИКА

 

      С праздниками у нас все в порядке. Их много, они разные: государственные, профессиональные, личные, церковные. Сложнее с ощущением их в жизни. Мало тех, что по-настоящему радуют. И чаще всего потому, что лишены настоящего содержания (за исключением церковных). Они уныло похожи друг на друга. Как точно когда-то уловил это поэт: «Как мы ждали праздников когда-то, как они обманывали нас». «Рубцовскую осень» это, пожалуй, никогда не касалось. Она всегда собирала своих, тех, кто точно знал, куда и к кому он едет. У нее были разные годы. В ее афише всегда можно было найти что-то интересное лично тебе. Но в целом она формировалась стихийно: подходило все, лишь бы хоть как-то Рубцова касалось. Афиша нынешней, уже 26-й «осени» удивила богатством событий и мероприятий, их разножанровостью. Обилие встреч, множество новых и уже знакомых имен обещали и не обманули новым уровнем постижения творчества всенародно любимого поэта.

      При всем богатстве вологодской афиши, манила тотемская ее составляющая. А проще желание снова попасть в этот особенный русский город и на малую-великую родину поэта, в его Николу. Впечатляющий караван автомобилей и микроавтобусов скопился теплым, почти летним днем на знаменитой переправе через Сухону у деревни Черепаниха. Той самой, про которую написано «много серой  воды, много серого неба и немного пологой, нелюдимой земли». Как когда-то Рубцов терпеливо ждали паром. И вдруг заиграла гармошка, запели участницы замечательного народного коллектива из деревни Пожарище под руководством Олега Коншина, и вольное ощущение праздника пришло само собой. Два дня в Тотьме и Николе оказались сокрушительно перенасыщены. Этот праздник потребовал недюжинной физической выносливости и в ответ одарил тем, ради чего праздники от века и затевались: энергией, радостью. Ожиданием продолжения.

 

  Эти два дня могли бы одарить настоящим содержанием неделю, а то и больше. Поразила готовность тотьмичей к празднику, выверенность каждой встречи, ее тонко продуманный ход. Праздник для них повод открыть в рубцовских местах, в его наследии что-то по-настоящему новое, еще не открытое, не познанное. И с начала для себя, а уж потом для гостей. Не чисто прагматическая нацеленность на туризм приятно подкупала в их подходе к делам. Следуя за поэтом по тем реалиям, что остались в его стихах, они расчищали рубцовские пространства, места, где он любил бывать, где к нему приходили стихи. Ведь со временем эти места меняются не в лучшую сторону, зарастают кустарником, становятся неузнаваемыми. Так родилась новая площадка для чтения стихов у Рубцовского камня. Очищен тот берег Толшмы «где люди прорыли канал», у «старой дороги» встал стенд. Возвращается жизнь и в храм Николая Чудотворца, небесного покровителя поэта. Сотрудники тотемского музейного объединения познакомили с новыми объектами культуры Кокоревским садом, сользаводом в деревне Варницы.

      Но безусловной «изюминкой» первого дня стала презентация яркого и забавного, нового проекта «В деревне празднуют дожинки». Был такой обычай когда-то. Оставалась несжатой небольшая полоса, которую, заканчивая деревенскую страду поздно осенью, дожинали всем миром. Как красиво, весело и заразительно это было! Олег Коншин и его певицы в народных костюмах наглядно всем и продемонстрировали. И тут же из зрителей к ним присоединились и журналист Ирина Цветкова, и певец Сергей Зыков, и другие наблюдавшие. А потом было деревенское угощение уже у сжатой полосы с разносолами, вкусными и доселе неизвестными. Мы все попробовали тогда вживую, что такое крестьянский праздник. Оглядывая окрестности, заместитель начальника департамента культуры Дмитрий Климанов заключил: «Тут играют, там поют», не подозревая, что вывел формулу народного праздника. Не была в тех праздниках разделения на артистов и зрителей, не было специальных сцен. Вся округа была сценой и каждый веселился, как хотел.

      А вечером предстояло очередное испытание на выносливость. Трех с половиной часовой рубцовский марафон - круглый стол с участием представителей рубцовских центров и всех приехавших участников фестиваля. Собрались в уютном, комфортном  здании  тотемской библиотеки на разговор, которого буквально добивались его участники. Говорили о многом и о разном. А  волнующим «эпиграфом» к разговору стал проход длинным коридором первого этажа библиотеки на стенах которого с двух сторон размещена выставка рисунков художницы из Тарноги Натальи Черваневой «Они погибли и не успели состариться». Лица молодых парней, мужчин и даже девушек, участников СВО. Помнить, как это актуально сейчас, когда все мгновенно забывается, стирается, уходит в беспамятство.

      Рубцов собрал своих людей, чтобы очистить их души от мути, вернуть в их жизнь настоящее русское поэтическое слово, которое так сладко помнить, повторять, которым можно аукаться в жизни.   Проблем, как всегда, великое множество. Больших и малых, решаемых и неразрешимых. Приятно удивил механизм работы за этим скорее вытянутым, чем круглым столом его модераторов Дмитрия Климанова и директора тотемских музеев Алексея Новоселова. Последнему, хозяину встречи, приходилось все время быть в движении. А первому удалось проработать  все эти длинные часы, не прерываясь на чай, кофе и пироги. Вопросы задавались, проблемы обозначались и тут же сразу, решались или люди получали реальные консультации по тому, как им быть дальше. Испытание на выносливость не выдержал один из участников и буквально взорвался: «Кроме сумасшедших, здесь сидящих, всем Рубцов по фигу», и был не прав хотя бы уже по тому, что сам проехал полстраны к Рубцову.

 

     Второй день начался с поездки в деревню Аникин Починок в уникальный и волнующий, истинно северный музей одного стихотворения «Русский огонек». Простая изба, аскетическое ее убранство, все только для жизни, ничего лишнего. Ее хозяйка когда-то спасла поэта, замерзавшего  в дороге на Николу. Впустила в свой дом, оставила на ночлег, не взяла денег. Это стало содержанием одного из шедевров русской лирики 20 века. В нем настоящий сколок русского национального характера: щедрого, скупого на слова, богатого на сочувствие, понимание, сострадание. Здесь всегда от века так жили. В этой избе с горечью понимаешь, как далеко мы ушли от первооснов нашей национальной жизни и не в лучшую сторону. Сюда стоит  приехать, чтобы к этим первоосновам хотя бы на время вернуться.

     А дальше было настоящее и редкое для нынешней не столичной деревенской России открытие памятника Николаю Рубцову в Николе. Он запечатлен в стремительном движении на площади рядом со своим домом-музеем, открытый действительно неоглядным далям. Сельчане и гости буквально искупали в любви и благодарности дочь поэта Елену Николаевну Рубцову. В ходе торжественной церемонии  награждали всех причастных к этому событию, конкретно отмечая, в чем был его вклад в общее дело памяти.

    Открыв памятник, отправились на еще одну торжественную церемонию награждения лауреатов Всероссийского конкурса современной поэзии имени Н.Рубцова «Звезда полей» в Никольский Дом культуры. Сейчас, когда пишут все и все каналы коммуникаций буквально затоплены народным поэтическим и прозаическим творчеством, выбрать настоящего поэта чрезвычайно сложно. Этот выбор оказался безукоризненно точен. «Звездой» стал поэт из Великого  Новгорода» Григорий Князев, поразивший любителей поэзии чистотой поэтического языка, высокой стиховой культурой. В сущности на этих днях к Николаю Рубцову пришел достойный коллега.

 

НЕ ИТОГ. О СОБИРАТЕЛЬНОЙ РОЛИ РУССКОГО СЛОВА

 

      У рубцовской поэтической недели случились два впечатляющих финала. Первый - «Рубцовский костер на Толшме» в его Николе, где все, кто хотел, читали и пели его стихи. Второй - в Вологде, в Русском доме, куда пришли воскресным днем послушать гостей и хозяев вологжане. Зал был полон, аншлаг. Удивительна эта огромная популярность поэта, неиссякающая потребность читать и слушать его. В ней есть пока неразгаданная тайна, которую хочется открыть для себя.

    Может быть, дело в том, что в этом мятущемся мире со сбитыми ориентирами так трудно расслышать свое родное слово, услышать чистую русскую речь, то, что есть во внешне простых стихах Рубцова. Может быть, берет за душу такой естественный, не натужный, не пафосный патриотизм Рубцова, нашедшего тончайшую, почти сакральную формулу для нашей земли - «Тихая моя родина»... Слово Рубцова как чистый родник в лесу утоляет жажду и, однажды припав к нему, уже никогда не забудешь его  холодок, его особенный вкус. Наверное, это ощущение праздника, который был и есть, главный итог этих особенных осенних дней в диалоге с поэтом.

     Все хорошее всегда хочется длить. Хочется увериться, что праздник снова придет на вологодскую землю уже немного другим, обогащенным радостью этих дней.  «Работаем», - сказал, завершая праздник в Николе, директор Тотемского музейного объединения Алексей Новоселов. А доказательство этому пустой дом рядом с площадью и новым памятником, и рядом с уже привычным музеем поэта. Он стоит большой, светлый, просторный, мало похожий на привычную деревенскую избу. В нем  даже есть низенькая сцена и быть ему продолжением экспозиции музея.

    «А в перспективе, - заметил заместитель начальника департамента культуры Дмитрий Климанов, - в Николе появится целый Рубцовский музейный квартал». Контуры его  легко прочитываются уже сейчас, открывая красоты окрестностей села.

    Уезжая, увозим с собой  роскошный альбом москвичей, а ныне никольчан Марины и Андрея Кошелевых «Что вспомню я? Рубцов в диалоге с людьми и территориями». Эти удивительные подвижники, столь многое сумевшие сделать для поэта, подсказывают вектор движения. К Рубцову — в Вологду, в Тотьму, в Николу!

Наталия Серова, заслуженный работник культуры РФ

 

 

09 Ноября 2023
бесплатно

Отпускное

Над вокзалом — ранних звезд мерцанье.
В сердце — чувств невысказанных рой.
До свиданья, Север!

...

Читать полностью